Правительство России: официальный отзыв на проект федерального закона № 174312-6 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете»

Статус документа

Проект
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

Правительство Российской Федерации
официальный отзыв
на проект федерального закона № 174312-6 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете»

Опубликовано на официальном сайте Минфина России (апрель 2013 года).

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона (далее – законопроект).

Законопроектом предлагается включить в перечень экономических субъектов, которые могут не вести бухгалтерский учет, организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Однако предлагаемые законопроектом изменения противоречат ряду законодательных актов Российской Федерации, содержащих требования ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) нормы, реализация которых возможна только на основе данных бухгалтерского учета:

  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации ее высшим органом управления;
  • сопоставление чистых активов с величиной капитала организации;
  • распределение прибыли;
  • определение стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки;
  • определение доли участника общества при его выходе из общества;
  • формирование разделительного или ликвидационного баланса при реорганизации и ликвидации;
  • предупреждение несостоятельности и другие.

Реализация законопроекта потребует внесения изменений, в частности, в следующие законодательные акты Российской Федерации:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 48, 57 - 59, 63, 64, 78, 80, 85, 91, 97, 103, 110, 111, 116);
  2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (статьи 2, 5, 15, 18 - 19.1, 22, 29, 35, 42, 48, 52, 78, 79, 83, 84.6, 87 - 89, 91, 92);
  3. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (статьи 18, 20, 30, 31, 33, 33.1, 36, 37, 39, 44);
  4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статьи 29, 32);
  5. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (статьи 22, 22.1, 24.1, 27.5-2, 30);
  6. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (статьи 10, 15, 22, 24, 26);
  7. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (статьи 4.1, 11.1, 11.3, 11.4, 17.2);
  8. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (статьи 2, 8, 18, 21, 23, 25, 30, 33, 36, 45 - 51, 54, 55);
  9. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (статьи 10, 20.6, 20.7, 21.1, 22.1, 24.1, 38, 42, 61.2, 61.4, 64, 70, 94, 97 - 99, 126, 183.9, 183.14, 183.22, 194, 195);
  10. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (статьи 2, 14, 15, 20, 23, 26, 28, 29, 32, 33);
  11. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (статьи 4, 7);
  12. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (статьи 5, 6, 13, 14, 17, 18, 23, 26 - 29, 31, 33, 35, 40, 42);
  13. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (статьи 59, 88, 90, 96, 177, 184, 252, 272, 296);
  14. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (статьи 5, 11, 13, 15, 20, 21, 25).

Предложенная в законопроекте норма нарушает конституционное право на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 4-П реализация конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципе юридического равенства сторон и договорных отношений, конкуренции и риске, обеспечивается также бухгалтерским учетом, который, как следует из статьи 71 (пункты "ж", "р") Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункт "б" части 1), служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики в Российской Федерации и относится к числу конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Исходя из этого, федеральный законодатель вправе возложить на участников предпринимательской и иной экономической деятельности обязанность по ведению официального бухгалтерского учета.

Законопроект противоречит принятым Российской Федерацией обязательствам в рамках международных актов против коррупции (в частности, Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ, Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г., к которой Российская Федерации присоединилась в соответствии с Федеральным законом от 1 февраля 2012 г. № 3-ФЗ), обязательствам по соблюдению международных стандартов транспарентности и обмена информацией (в рамках участия в Глобальном форуме ОЭСР по вопросам транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения). Выполнение указанных международных актов предусматривает обязательность ведения бухгалтерского учета всеми организациями, усиление требований к ведению бухгалтерского учета и ужесточение ответственности за нарушение этих требований.

Реализация законопроекта будет иметь негативные последствия для государственной статистики, приведет к потере существенной части государственного информационного ресурса, ухудшению информационного обеспечения проводимой государственной политики в различных областях экономики и прогнозирования социально-экономического развития страны. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, обеспечивая методологическое единообразие и полноту исходной базовой информации для статистических расчетов и формирования единых информационных ресурсов, является исключительно важным источником информации, который активно используется государством для проведения экономической, бюджетной, налоговой, антимонопольной и структурной политики, поддержки малого предпринимательства, расчетов в системе национального счетоводства.

Реализация законопроекта может привести к утрате или значительному усложнению контроля правильности исчисления, полноты и своевременности поступления платежей, обеспечивающих социальные гарантии гражданам Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и функционирование государственной системы социальной защиты населения. При контроле правильности исчисления, полноты и своевременности перечислений хозяйствующими субъектами (страхователями) соответствующих платежей органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации используется информация, формируемая в бухгалтерском учете, в частности первичные учетные документы.

Законопроект ухудшает положение индивидуальных предпринимателей. В случае принятия федерального закона право на освобождение от ведения бухгалтерского учета утратят индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вменный доход для отдельных видов деятельности, патентную систему налогообложения, уплачивающие налоги в соответствии с общей системой налогообложения.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона.

Председатель Правительства Российской Федерации
Поделитесь с коллегами: