Методические материалы: особенности бухгалтерского учета и налогообложения аренды федерального имущества, имущества субъектов Федерации и муниципального имущества арендатором" (аренда помещений)

Методические материалы содержат обобщение практики учета и налогообложения аренды федерального имущества, имущества субъектов Федерации и муниципального имущества арендаторами - организациями и предпринимателями, применяющими различные системы налогообложения.

См. Письмо ФНС России от 16.02.2015 № ГД-4-3/2256@: по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость (далее - налог) в качестве налогового агента при аренде у администрации города нежилого помещения.

См. также Письмо Минфина России от 02.04.2014 N 03-07-РЗ/14602: по вопросам применения НДС адвокатом в отношении услуг по аренде помещения у органа местного самоуправления.

Статус документа

Методические материалы

"Особенности бухгалтерского учета и налогообложения аренды федерального имущества, имущества субъектов Федерации и муниципального имущества" (аренда помещений).

В редакции от 28.07.2015

Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Письмо ФНС от 16.02.2015 № ГД-4-3/2256@)

Налоговый агент составляет счета-фактуры (за арендодателя, "агентские" счета-фактуры) и регистрирует их в книге продаж.

Вариант заполнения "агентского" счета-фактуры

Записи в Книге продаж

При этом в книге продаж заполняются следующие графы:

Графа Заполнение Примечание
1 Порядковый номер записи
2 06
3 Данные из строки 1 счета-фактуры
7 Данные из строки 6 счета-фактуры
8 ИНН и КПП из строки 6б счета-фактуры
11 Номер и дату из платежно-расчетного документа строки 5 счета-фактуры
12 Данные из строки 7 счета-фактуры, если он выставлен в иностранной валюте). Если счет-фактура выставлен в рублях, эта графа не заполняется
13а Сумму из строки "Всего к оплате" графы 9 счета-фактуры, если он выставлен в иностранной валюте. Если счет-фактура выставлен в рублях, эта графа не заполняется
13б Сумму из строки "Всего к оплате" графы 9 счета-фактуры (эта графа всегда заполняется в рублях и копейках, в т.ч. когда счет-фактура выставлен в иностранной валюте)
14 Сумму из графы 5 счета-фактуры, если в графе 7 счета-фактуры указана ставка НДС 18% или 18/118 (эта графа всегда заполняется в рублях и копейках, в т.ч. когда счет-фактура выставлен в иностранной валюте)
15 Сумму из графы 5 счета-фактуры, если в графе 7 счета-фактуры указана ставка НДС 10% или 10/110 (эта графа всегда заполняется в рублях и копейках, в т.ч. когда счет-фактура выставлен в иностранной валюте)
16 Сумму из графы 5 счета-фактуры, если в графе 7 счета-фактуры указана ставка НДС 0% (эта графа всегда заполняется в рублях и копейках, в т.ч. когда счет-фактура выставлен в иностранной валюте)
17 Сумму из графы 8 счета-фактуры, если в графе 7 счета-фактуры указана ставка НДС 18% или 18/118 (эта графа всегда заполняется в рублях и копейках, в т.ч. когда счет-фактура выставлен в иностранной валюте)
18 Сумму из графы 8 счета-фактуры, если в графе 7 счета-фактуры указана ставка НДС 10% или 10/110 (эта графа всегда заполняется в рублях и копейках, в т.ч. когда счет-фактура выставлен в иностранной валюте)

Записи в Книге покупок

Следует помнить, что "агентские" счета-фактуры подлежат регистрации в книге покупок, только если налоговый агент по НДС является плательщиком этого налога (НДС), а счет-фактура составлен в одной из следующих ситуаций:

  • при оплате аренды государственного или муниципального имущества у органов власти;
  • при оплате приобретенного государственного или муниципального имущества у органов власти.

Примечание:
То же при оплате товаров (работ, услуг), приобретенных у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ.

"Агентские" счета-фактуры регистрируются в книге покупок за тот квартал, в котором НДС по ним был перечислен в бюджет, но не ранее принятия к учету соответствующих товаров (работ, услуг).

Важно подчеркнуть, что в случаях уплаты суммы НДС в бюджет частями, то и счет-фактура регистрируется в книге покупок только на ту часть налога, которая уплачена в бюджет.

Кроме того, вычет "агентского" НДС можно заявить только в том квартале, в котором выполнены условия для вычета. Перенос вычета по НДС на более поздние кварталы не допускается.

В книге покупок заполняются следующие графы:

Графа Заполнение Примечание
1 Порядковый номер записи
2 06
3 Данные из строки 1 счета-фактуры
7 Номер и дату платежно-расчетного документа из строки 5 счета-фактуры
8 Дату принятия товаров (работ, услуг) к учету
9 Данные из строки 2 счета-фактуры
10 ИНН и КПП из строки 2б счета-фактуры
13 Данные из графы 11 счета-фактуры (при наличии)
14 Данные из строки 7 счета-фактуры, если он выставлен в иностранной валюте. Если счет-фактура выставлен в рублях, эта графа не заполняется
15 Сумму из строки "Всего к оплате" графы 9 счета-фактуры
16 Сумму НДС, принимаемую к вычету по счету-фактуре в текущем квартале (эта графа всегда заполняется в рублях и копейках, в т.ч. когда счет-фактура выставлен в рублях)

Начиная с отчетности за I квартал 2015 г. в декларации по НДС по каждому счету-фактуре, зарегистрированному:

  1. в книге покупок - необходимо заполнить разд. 8;
  2. в книге продаж - необходимо заполнить разд. 9.

Отражние операций, связанных с арендой в бухгалтерском учете и в учете для целей налогообложения

Во всех примерах сумма арендной платы по договору составляет 18 619.42 руб (в том числе: сумма арендной платы: 15 779.17 руб; сумма НДС: 2 840.25 руб).

В бухгалтерском учете операции по удержанию, уплате, а при небходимости учете сумм НДС с арендной платы в составе затрат отражаются проводками:

№№ Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма
1 Начислена в соответствии с договором и включена в состав затрат текущего месяца сумма арендной платы государственного (муниципального) имущества (без НДС) 20 (23, 25, 26, 44...) 76 (60) 15 779.17
2 Уплачена арендодателю (государственному или муниципальному учреждению) арендная плата в соответствии с договором (за минусом НДС) 76 (60) 51 15 779.17
3 Начислена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет за арендодателя ("агентский" НДС) 76 (60) 68/НДС 2 840.25
4 Уплачена в бюджет сумма "агентского" НДС 68/НДС 51 2 840.25
5 Отражена сумма НДС, уплаченного в бюджет за арендодателя в составе НДС по приобретенным ценностям 19 76 2 840.25
6 Сумма НДС, уплаченного в бюджет за арендодателя поставлена к вычету 68/НДС 19 2 840.25

Отражение операций, связанных с арендой федерального имущества, имущества субъектов Федерации и муниципального имущества неплательщиками НДС

№№ Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма
1 Начислена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет за арендодателя ("агентский" НДС) 76 (60) 68/НДС 2 840.25
2 Уплачена в бюджет сумма "агентского" НДС 68/НДС 51 2 840.25
3 Уплачена арендодателю (государственному или муниципальному учреждению) арендная плата в соответствии с договором (за минусом НДС) 76 (60) 51 15 779.17
4 Сумма оплаты аренды государственного (муниципального) имущества и сумма "агентского" НДС отнесены на затраты текущего месяца 20 (23, 25, 26, 44...) 76 (60) 18 619.42
Документы и комментарии

Документы

Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба

Письмо

от 16.02.2015 № ГД-4-3/2256@

"О выполнении арендатором функций налогового агента по НДС при аренде муниципального имущества"

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение (далее - обращение) о предоставлении разъяснений по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость (далее - налог) в качестве налогового агента при аренде у администрации города нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, сообщает следующее.

Пунктами 1 и 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, вправе отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения оказание услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества казенными учреждениями, не являющимися органами местного самоуправления.

Таким образом, в случае приобретения услуг по аренде имущества, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, оказываемых казенными учреждениями, не являющимися органами местного самоуправления, арендаторы данного имущества налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не уплачивают.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.Григоренко


Министерство финансов финансов Российской Федерации

Письмо

2 апреля 2014 г. 03-07-РЗ/14602

По вопросам применения налога на добавленную стоимость адвокатом

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость адвокатом, осуществляющим адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, в отношении услуг по аренде помещения, приобретенных им у органа местного самоуправления, Департамент налоговой и таможе нно - тарифной политики сообщает.

На основании пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость.

При этом налоговая база определяется налоговыми агентами - арендаторами указанного имущества.

Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, арендатор муниципального имущества, являющийся адвокатом, осуществляющим адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, в отношении услуг по аренде этого имущества, предоставленного органом местного самоуправления, признается налоговым агентом.

Что касается порядка исчисления налога на добавленную стоимость в указанном случае, то согласно пункту 4 статьи 164 Кодекса при удержании налога на добавленную стоимость налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 161 Кодекса сумма налога должна определяться расчетным методом с применением налоговой ставки, определяемой как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 процентов и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.

В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 No 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента
налоговой и таможенно -тарифной политики
И. В. Трунин

Поделитесь с коллегами: