Торговый сбор: разъяснения Минфина и ФНС России

Сборник писем Минфина и ФНС России, разясняющих вопросы, связанные с начислением и уплатой торгового сбора, отражение сумм сбора в бухгалтерском и налоговом учете, а также - в налоговых декларациях и т.д.

См. также:

 

Разъяснения Минфнина и ФНС России по торговому сбору

 

  • Письмо ФНС России от 14.08.2015 N ГД-4-3/14386@ "О порядке учета сумм торгового сбора налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения"
  • Письмо ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14174@ "О порядке отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций сумм торгового сбора"
  • Письмо Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-09/40621 "О порядке учета сумм торгового сбора налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения"
  • Письмо Минфина России от 10.08.2015 N 03-04-07/45937 "Об уменьшении суммы НДФЛ на сумму торгового сбора, уплаченного индивидуальными предпринимателями" (направлено налоговым органам письмом ФНС России от 13.08.2015 N ПА-4-11/14285)
  • Письмо ФНС России от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ "О торговом сборе"
  • Письмо ФНС России от 10.06.2015 N ГД-4-3/10036@ "О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору"
  • КБК для уплаты торгового сбора (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь)
  • Письмо ФНС России от 18.08.2015 N СА-4-7/14504@: О привлечении к ответственности плательщиков торгового сбора за несвоевременное представление уведомления о постановке на учет
  • Торговый сбор в Москве: часто задаваемые вопросы

 


 

Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба

письмо

от 14 августа 2015 г. N ГД-4-3/14386@

О порядке учета сумм торгового сбора налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения

 

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями налоговых органов и налогоплательщиков по вопросу учета сумм торгового сбора налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным "законом" от 29.10.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 382-ФЗ) с 01.01.2015 введена "глава 33" "Торговый сбор" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно "пункту 4 статьи 4" Федерального закона N 382-ФЗ торговый сбор в соответствии с "главой 33" части второй Кодекса может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01.07.2015. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

"Законом" города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" с 01.07.2015 на территории города Москвы вводится торговый сбор.

Согласно "пункту 8 статьи 346.21" Кодекса в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с "главой 33" Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, установленным "пунктом 3.1" указанной статьи Кодекса, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Действующая в настоящий момент "форма" налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее - Декларация), а также "порядок" ее заполнения, утвержденные приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/352@ (зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2014, регистрационный номер 34673), не предусматривают возможность отражения в "Декларации" суммы торгового сбора, уплаченного в течение данного налогового (отчетного) периода, с целью уменьшения суммы налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемому в связи с применением УСН, исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода.

В этой связи, до внесения изменений в "форму" Декларации и "порядка" ее заполнения плательщикам торгового сбора рекомендуется уменьшать исчисленную в "Декларации" сумму налога (авансового платежа по налогу) на уплаченные в течение данного налогового (отчетного) периода суммы торгового сбора путем отражения их нарастающим итогом по кодам "строк 140" - "143 Раздела 2.1" Декларации вместе с суммами страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, предусмотренных "пунктом 3.1 статьи 346.21" Кодекса.

При этом, на таких налогоплательщиков, указавших по коду "строки 102" признак налогоплательщика "1 - налогоплательщик, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам", не распространяется ограничение в виде 50 процентов (значения по коду "строк 140" - "143" не должны быть больше 1/2 суммы исчисленного налога (авансовых платежей по налогу)), указанное в алгоритме для "строки 102" = "1" по кодам "строк 140" - "143 Раздела 2.1" Декларации.

Одновременно обращаем внимание, что налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на основании "подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16" Кодекса сумму уплаченного торгового сбора учитывают в составе расходов, отражаемых по кодам "строк 220" - "223 Раздела 2.2" Декларации.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.Григоренко

 


 

Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба

письмо

от 12 августа 2015 г. N ГД-4-3/14174@

О порядке отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций сумм торгового сбора

В соответствии с Федеральным "законом" от 29.10.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 382-ФЗ) с 01.01.2015 введена "глава 33" "Торговый сбор" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно "пункту 4 статьи 4" Федерального закона N 382-ФЗ торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01.07.2015. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

В соответствии с "пунктом 10 статьи 286" Кодекса в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с "главой 33" Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога на прибыль организаций (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

При этом необходимо иметь в виду, что данное положение не применяется в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

На территории города Москвы торговый сбор введен с 01.07.2015 "Законом" города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе".

В этой связи до внесения изменений в налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций, "форма" и "порядок" заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@ (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2014, регистрационный номер 35255), уменьшение суммы налога на прибыль организаций, исчисленной для уплаты в бюджет города Москвы, на сумму фактически уплаченного торгового сбора рекомендуется отражать в налоговой декларации в следующем порядке.

1. При расчете налога на прибыль организаций за налоговый период (авансовых платежей за отчетный период) учитывается торговый сбор, фактически уплаченный в бюджет города Москвы с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа). Например, если торговый сбор за III квартал 2015 года уплачен 15 октября, то сумма этого сбора может уменьшить сумму исчисленного авансового платежа по налогу на прибыль организаций в бюджет города Москвы в налоговой декларации за 9 месяцев 2015 года. Уплаченный торговый сбор за III и IV кварталы 2015 года - уменьшить соответствующую сумму исчисленного налога по налоговой декларации за 2015 год.

При этом необходимо отметить, что положения "пункта 10 статьи 286" Кодекса позволяют на уплаченный торговый сбор за IV квартал уменьшить исчисленный налог в налоговой декларации за налоговый период (год) либо уменьшить исчисленные авансовые платежи в налоговой декларации за первый квартал следующего налогового периода.

В случае, если сумма торгового сбора превышает сумму исчисленного по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода авансового платежа (налога на прибыль), то торговый сбор учитывается в налоговых декларациях в пределах этого исчисленного авансового платежа (налога).

2. Учитывая, что налоговая декларация не содержит специальных строк для учета торгового сбора при исчислении налога (авансовых платежей), рекомендуется для отражения указанного сбора использовать "строки 240" и "260" Листа 02, строки 090 "Приложения N 5" и "N 6" к Листу 02. Порядок отражения в этих строках сумм торгового сбора аналогичен порядку их заполнения, предусмотренному в случае зачета сумм налога, выплаченных за пределами Российской Федерации, в уплату налога в Российской Федерации. В частности:

2.1. В налоговой декларации организации, расположенной на территории города Москвы и не имеющей обособленных подразделений.

По "строкам 240" и "260" Листа 02 налоговой декларации суммы уплаченного торгового сбора указываются нарастающим итогом с начала налогового периода в изложенном выше порядке.

При этом сумма учитываемого торгового сбора не может превышать сумму налога (авансового платежа), исчисленного для уплаты в бюджет города Москвы и отраженного по "строке 200" Листа 02 налоговой декларации. Например, если за 9 месяцев 2015 года авансовый платеж налога на прибыль для уплаты в бюджет города Москвы исчислен в сумме 1800 руб., а торговый сбор за III квартал 2015 года уплачен в сумме 2000 руб., то в налоговой декларации торговый сбор может быть учтен в уменьшение авансового платежа только в размере 1800 рублей. Если сумма исчисленного налога на прибыль для уплаты в бюджет города Москвы по итогам 2015 года превысит сумму уплаченного торгового сбора за III квартал (2000 руб.) и за IV квартал (2000 руб.) 2015 года, то в налоговой декларации за календарный год торговый сбор может быть учтен в уменьшение налога в общей сумме (4000 руб.).

Если налогоплательщик производит зачет налога, уплаченного за пределами Российской Федерации, и уплачивает торговый сбор, то суммы засчитываемого налога и торгового сбора для заполнения указанных выше строк налоговой декларации суммируются. При этом суммированный показатель по "строке 260" Листа 02 не может превышать сумму налога (авансового платежа), отраженного по "строке 200" Листа 02 налоговой декларации.

Для исключения двойного учета сумм торгового сбора при исчислении налога на прибыль (авансовых платежей) нарастающим итогом и определения налоговых обязательств с учетом ранее начисленных авансовых платежей, при расчете показателя по "строке 230" Листа 02 сумма начисленных авансовых платежей уменьшается на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение налога (авансового платежа) в налоговой декларации за предыдущий отчетный период. Например, на сумму торгового сбора, учтенного по "строке 260" Листа 02 в уменьшение авансовых платежей за 9 месяцев 2015 года, уменьшается показатель по "строке 230" Листа 02 налоговой декларации за 2015 год.

Примеры заполнения налоговой декларации приведены в "Приложениях N 1" и "N 2" к настоящему письму.

2.2. В налоговой декларации организации, расположенной на территории города Москвы и имеющей обособленные подразделения в других субъектах Российской Федерации, а также в налоговой декларации организации, расположенной вне города Москвы и имеющей обособленное подразделение (группу обособленных подразделений) на территории города Москвы.

В налоговых декларациях таких организаций уплаченный торговый сбор указывается по "строке 090" Приложения N 5 к Листу 02 (с кодами 1, 2, 3, 4 по реквизиту "Расчет составлен (код)"), в которых исчисляется налог (авансовые платежи) для уплаты в бюджет города Москвы. При этом сумма торгового сбора (показатель "строки 090") не может превышать сумму исчисленного налога (авансового платежа), указанного по "строке 070" данного Приложения.

При зачете налогоплательщиком налога, выплаченного за пределами Российской Федерации, сумма засчитываемого налога и сумма торгового сбора не может в совокупности превышать сумму исчисленного налога (авансового платежа) по "строке 070" Приложения N 5 к Листу 02.

Кроме того, при определении показателя по "строке 080" Приложения N 5 к Листу 02 сумма начисленных авансовых платежей уменьшается на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансового платежа в налоговой декларации за предыдущий отчетный период. Например, на сумму торгового сбора, учтенного по "строке 090" указанного Приложения в уменьшение авансовых платежей за 9 месяцев 2015 года, уменьшается показатель по "строке 080" Приложения N 5 к Листу 02 налоговой декларации за 2015 год.

Помимо отражения в "Приложениях N 5" к Листу 02, в налоговых декларациях организаций, указанных в "пункте 2.2" настоящего письма, уплаченный торговый сбор учитывается при расчете показателей "Листа 02". Так, в "Листе 02" уплаченный торговый сбор учитывается при формировании показателей по "строкам 240" и "260", а при расчете показателей для "строк 210" и "230" начисленные суммы авансовых платежей уменьшаются на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансового платежа в налоговой декларации за предыдущий отчетный период.

2.3. В налоговой декларации по консолидированной группе налогоплательщиков.

Порядок учета суммы торгового сбора в случае его уплаты несколькими участниками консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН) для целей налогообложения прибыли организаций изложен в "письме" Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2015 N 03-03-10/43490 (доведено до налоговых органов "письмом" Федеральной налоговой службы от 12.08.2015 N ГД-4-3/14100@).

В частности, в "письме" разъяснено, что ответственный участник КГН вправе уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансовых платежей), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, приходящиеся на участника КГН - плательщика торгового сбора и подлежащие зачислению в бюджет того субъекта Российской Федерации, в котором у такого участника КГН имеется объект обложения указанным сбором, на суммы торгового сбора, фактически им уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Соответственно, в налоговой декларации по КГН сумму уплаченного торгового сбора рекомендуется отражать по "строке 090" Приложения N 6 к Листу 02, в котором исчисляется налог (авансовые платежи) для уплаты в бюджет города Москвы. При этом сумма фактически уплаченного участником КГН торгового сбора, которая может быть учтена в уменьшение исчисленного налога (авансового платежа), не должна превышать сумму налога (авансового платежа), приходящегося на данного участника КГН и подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, приведенного по "строке 070" Приложения N 6а к Листу 02 налоговой декларации.

Помимо этого, порядок отражения в налоговой декларации по КГН сумм торгового сбора аналогичен порядку заполнения "Листа 02" и "Приложений N 5" к этому Листу, изложенному выше.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.Григоренко

 


 

Письмо ФНС России от 12 августа 2015 г. N ГД-4-3/14230 "О направлении письма минфина россии"

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-09/40621 о порядке учета сумм торгового сбора налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.Григоренко

 

Министерство финансов Российской Федерации

письмо

от 15 июля 2015 г. N 03-11-09/40621

О порядке учета сумм торгового сбора налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о порядке учета сумм торгового сбора налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) торговый сбор в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливается "Кодексом" и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 416 Кодекса установлено, что постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.

Законом города Москвы от 17.12.2014 N 63 "О торговом сборе" с 1 июля 2015 года на территории города Москвы вводится торговый сбор.

В связи с этим индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере торговли через объект организации торговли, находящийся в Москве, должен встать на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе Москвы.

Согласно пункту 8 статьи 346.21 Кодекса в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, проживающий, например, в Московской области и применяющий упрощенную систему налогообложения, при осуществлении торговой деятельности через объект недвижимого имущества, находящийся в Москве, уменьшать сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода и уплачиваемого в бюджет Московской области, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение данного налогового (отчетного) периода в бюджет г. Москвы, не вправе.

Директор Департамента
И.В.Трунин


 

Письмо ФНС России от от 13 августа 2015 г. N ПА-4-11/14285 "О направлении письма минфина россии"

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10.08.2015 N 03-04-07/45937 по вопросу уменьшения суммы налога на доходы физических лиц на сумму торгового сбора, уплаченного индивидуальными предпринимателями, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.С.Петрушин

Министерство финансов Российской Федерации

письмо

от 10 августа 2015 г. N 03-04-07/45937

Об уменьшении суммы НДФЛ на сумму торгового сбора, уплаченного индивидуальными предпринимателями

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уменьшения суммы налога на доходы физических лиц на сумму торгового сбора, уплаченного индивидуальными предпринимателями, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 225 Кодекса дополнена пунктом 5, которым установлено, что в случае осуществления налогоплательщиком в субъекте Российской Федерации по месту своего учета вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 "Торговый сбор" Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Кодекса, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.

Положения настоящего "пункта" вступили в силу с 1 января 2015 года.

Согласно статьям 227 и 229 Кодекса физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет и представляют в налоговый орган по месту своего учета (жительства) налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Вместе с тем действующая в настоящее время форма декларации по налогу на доходы физических лиц, а также порядок ее заполнения, утвержденные приказом ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@, не предусматривают возможности уменьшения суммы налога на доходы физических лиц на сумму торгового сбора.

В связи с этим до внесения соответствующих изменений в форму налоговой декларации и в порядок ее заполнения считаем возможным по строке 130 раздела 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставкам" налоговой декларации отражать сумму налога на доходы физических лиц, подлежащую уплате (доплате) в бюджет, скорректированную на суммы торгового сбора, уплаченного в налоговом периоде.

В таких случаях одновременно с представлением налоговой декларации целесообразно направлять в налоговый орган пояснительную записку с указанием произведенной налогоплательщиком корректировки суммы налога на доходы физических лиц на сумму торгового сбора.

Заместитель директора Департамента
Р.А.Саакян


Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба

Письмо

от 26 июня 2015 г. № ГД-4-3/11229@

"О торговом сборе"

В соответствии с Федеральным законом от 29.10.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 382-ФЗ) с 01.01.2015 введена глава 33 «Торговый сбор» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона № 382-ФЗ торговый сбор в соответствии с главой 33 части второй Кодекса может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01.07.2015. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Законом города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» с 01.07.2015 на территории города Москвы введен торговый сбор.

Пунктом 1 статьи 411 Кодекса установлено, что плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный торговый сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

От уплаты торгового сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен торговый сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества (пункт 2 статьи 411 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 418 Кодекса определено, что органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в пределах, установленных статьей 418 Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 418 Кодекса нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 статьи 418 Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно пункту 3 статьи 418 Кодекса уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории своего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).

При этом функции по приему уведомлений о постановке на учет, снятии с учета плательщиков торгового сбора, их обработке, а также приему и обработке информации, получаемой от уполномоченного органа в отношении плательщиков торгового сбора, возлагаются на налоговые органы.

В связи с изложенным выше, налоговым органам необходимо руководствоваться следующим.

I. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе.

1.1. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика торгового сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной в налоговый орган, указанным в пункте 2 статьи 418 Кодекса уполномоченным органом (пункт 1 статьи 416 Кодекса).

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:

а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества. В частности, в отношении следующих видов торговли:

торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющих торговые залы;

торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;

деятельность по организации розничных рынков.

б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях (в отношении торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети).

Если несколько объектов торговли, в отношении которых установлен торговый сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика торгового сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика торгового сбора (уполномоченного органа) ранее, чем о других объектах (пункт 7 статьи 416 Кодекса) либо объекта, указанного первым в Уведомлении о постановке на учет (информации, представленной уполномоченным органом).

Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора производится в течение пяти дней после получения налоговым органом указанных в настоящем пункте документов. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику торгового сбора направляется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора (пункт 3 статьи 416 Кодекса).

1.2. Датой постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора признается дата возникновения объекта обложения торговым сбором, указанная в уведомлении либо в информации, представленной уполномоченным органом.

1.3. Предоставление плательщиком сбора в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в связи с возникновением нового объекта обложения сбором либо получением информации о возникновении нового объекта обложения сбором, представленной в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 418 Кодекса, после постановки на учет в качестве плательщика сбора, не влечет повторную постановку на учет в качестве плательщика сбора.

1.4. Организации и индивидуальные предприниматели, использующие объекты движимого или недвижимого имущества для осуществления вида предпринимательской деятельности до 01.07.2015, в отношении которого с указанной даты будет установлен торговый сбор, обязаны представить в соответствующий налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в срок не позднее 07.07.2015. Дата возникновения объекта обложения сбором в данном случае будет считаться 01.07.2015.

1.5. Снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора осуществляется на основании представленного уведомления о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора (пункт 4 статьи 416 Кодекса) или на основании информации об отмене акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, поступившей в налоговый орган от уполномоченного органа, в случае, если основанием для постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора являлась информация от уполномоченного органа о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, которая подлежит отмене.

Снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня получения налоговым органом документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора является дата прекращения осуществления плательщиком торгового сбора вида деятельности, указанной в уведомлении (пункт 4 статьи 416 Кодекса), или дата постановки на учет в случае, если снятие с учета осуществляется на основании информации об отмене акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, на основании которого осуществлена указанная постановка на учет.

При снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора, такому плательщику сбора в течение пяти дней со дня снятия с учета выдается (направляется) соответствующее уведомление:

Уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по форме № 1-5-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@;

Уведомление о снятии с учета иностранной организации в налоговом органе, по форме № 11-УС-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2012 № ММВ-7-6/80@;

Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе по форме № 2-4-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

II. Контроль за правильностью отражения информации в уведомлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора.

2.1. Информация, содержащаяся в уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора подлежит контролю на предмет:

правильности указания ставок торгового сбора, установленных соответствующими нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

правомерности применения освобождения от обложения торговым сбором, предоставленного определенным категориям плательщиков;

выявления в расчете сумм торгового сбора ошибок (искажений).

2.2. В случае обнаружения налоговым органом в уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора неверного исчисления суммы торгового сбора, подлежащей уплате, налоговый орган вправе при обнаружении указанного факта проинформировать об этом плательщика торгового сбора и предложить ему в течение 5 дней представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в уведомление.

В случае, если в установленный срок не представлены пояснения, не внесены исправления или после представления соответствующих пояснений вопрос неверного исчисления суммы торгового сбора не урегулирован, налоговый орган направляет соответствующую информацию в уполномоченный орган для проверки достоверности сведений, указанных в уведомлении, представленном плательщиком торгового сбора.

До реализации программного обеспечения, позволяющего производить автоматизированное направление вышеуказанной информации, взаимодействие между налоговыми органами и уполномоченными органами осуществляется посредством общеустановленного порядка документооборота.

III. Исчисление и уплата сумм торгового сбора.

3.1. Уплата торгового сбора производится плательщиками торгового сбора в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (пункт 2 статьи 417 Кодекса).

Уплата сумм торгового сбора осуществляется организациями или индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе:

а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества – с указанием реквизитов получателя платежа и кода по ОКТМО по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора.

б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - с указанием реквизитов получателя платежа по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, а кода по ОКТМО по месту осуществления торговой деятельности.

3.2. Если в течение периода обложения у плательщика торгового сбора произошло увеличение величины физической характеристики по объекту осуществления торговли, то такой плательщик торгового сбора при исчислении суммы торгового сбора должен учитывать указанное изменение с начала того квартала, в котором произошло увеличение величины физической характеристики. При уменьшении величины физической характеристики по объекту осуществления торговли в течение периода обложения такое изменение учитывается со следующего периода обложения (квартала) (пункт 1 статьи 412 Кодекса).

3.3. В случае представления в налоговый орган от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган плательщиком торгового сбора не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации направляет плательщику торгового сбора требование об уплате сбора.

Указанная в требовании сумма торгового сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом (пункт 3 статьи 417 Кодекса). При этом срок уплаты торгового сбора, указанный в пункте 2 статьи 417 Кодекса, может еще не наступить.

Согласно пункту 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога (сбора) не указан в этом требовании.

В целях соблюдения положений пунктов 2, 4 статьи 69 и пункта 3 статьи 417 Кодекса, необходимо учитывать, что при формировании требования об уплате торгового сбора на основании актов о выявлении нового объекта обложения сбором или о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором, составляемых в соответствии со статьей 418 Кодекса, в случае, если срок уплаты торгового сбора больше срока отведенного на исполнение требования, срок исполнения данного требования должен соответствовать сроку уплаты торгового сбора, а именно, 25-ое число месяца, следующего за периодом обложения (квартала).

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) в строке «Основания взыскания налогов (сборов, пеней, штрафов, процентов)» должно содержать данные о наименовании уполномоченного органа, направившего информацию, а также о виде и реквизитах актов, составленных указанными органами.

В иных случаях требование об уплате сбора направляется в общеустановленном порядке.

3.4. В случае снятия с учета российской организации (индивидуального предпринимателя) в налоговом органе, отличном от налогового органа по месту нахождения (месту жительства), в связи с прекращением деятельности, подлежащей обложению торговым сбором, карточки «РСБ» по торговому сбору, которые имеют отрицательное или положительное значение, подлежат передаче в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налоговым органом по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика должны быть открыты карточки «РСБ» с ОКТМО по месту ранее осуществлявшейся деятельности для дальнейшей работы.

IV. Информационное взаимодействие.

4.1. Информационное взаимодействие между уполномоченными органами и налоговыми органами осуществляется на региональном уровне.

Поступившая в УФНС России по субъекту Российской Федерации от уполномоченного органа информация о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, а также сведения об их отмене подлежат направлению в соответствующий территориальный налоговый орган в срок не позднее трех рабочих дней с момента поступления такой информации:

а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества;

б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) в ином случае.

До реализации программного обеспечения, позволяющего проводить автоматизированный информационный обмен информацией, взаимодействие между налоговыми органами осуществляется посредством общеустановленного порядка документооборота.

4.2. С 01.01.2015 не относятся к налоговой тайне сведения, которые предоставляются органам местного самоуправления для контроля за полнотой и достоверностью информации, предоставленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по указанным сборам (подпункт 8 пункта 1 статьи 102 Кодекса).

Форма и формат, информационного взаимодействия налоговых органов и уполномоченного органа в электронном виде, утверждаются протоколом взаимодействия сторон на основании заключенных соглашений.

V. Рассмотрение жалоб плательщиков торгового сбора.

5.1. При выявлении объектов обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение 5 дней должен составить акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором (пункт 4 статьи 418 Кодекса).

Акты о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или акты о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, могут быть обжалованы плательщиком торгового сбора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения и направления в государственный орган или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложения, заявления или жалобы, а также устного обращения регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Установленный Законом № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 1 Закона № 59-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

При этом в силу пункта 6 статьи 8 Закона № 59-ФЗ запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

В этой связи, жалоба на акт уполномоченного органа о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или акт уполномоченного органа о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, а также на действия (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа рассматривается согласно требованиям Закона № 59-ФЗ вышестоящим органом по отношению к уполномоченному органу или вышестоящим должностным лицом по отношению к должностному лицу этого уполномоченного органа.

Жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц направляются и рассматриваются в порядке, установленном главами 19, 20 Кодекса.

VI. Исчисление налогов плательщиками торгового сбора.

6.1. При исчисление налогов плательщиками торгового сбора налоговым органам необходимо учитывать следующее:

а) по налогу на доходы физических лиц в случае осуществления налогоплательщиком в субъекте Российской Федерации по месту своего учета вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Кодекса, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде (пункт 5 статьи 225 Кодекса).

б) по налогу на прибыль организаций в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа) (пункт 10 статьи 286 Кодекса).

в) по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода (пункт 8 статьи 346.21 Кодекса).

6.2. Положения пункта 5 статьи 225 Кодекса, пункта 10 статьи 286 Кодекса, пункта 8 статьи 346.21 Кодекса не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. Положения указанных статей Кодекса также не применяются в случае отсутствия фактической уплаты сумм торгового сбора в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности.

Несвоевременное представление плательщиком торгового сбора уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора не лишает такого плательщика права на уменьшение соответствующей суммы налога в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 225 Кодекса, пунктом 10 статьи 286 Кодекса или пунктом 8 статьи 346.21 Кодекса.

VII. Ответственность плательщиков торгового сбора.

7.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 416 Кодекса постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.

Согласно пункту 2 статьи 416 Кодекса плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

Пунктом 1 статьи 116 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом, в связи с чем применение ответственности за непредставление уведомления о постановке на учет неправомерно.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 126 Кодекса установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 Кодекса, а также пунктом 1.1 статьи 126 Кодекса.

В этой связи, если плательщиком торгового сбора представлено не своевременно соответствующее уведомление такой плательщик торгового сбора подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 116 Кодекса предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Таким образом, при наличии доказательств, подтверждающих факт ведения деятельности без постановки на учет в качестве плательщика сбора, получения доходов в указанный период плательщиком сбора, налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Кодекса.

В частности, таким доказательством может являться информация (акт о выявлении нового объекта обложения сбором), представленная уполномоченным органом о выявлении нового объекта обложения сбором, если таким плательщиком сбора не было ранее представлено уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

ФНС России поручает Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести данное письмо до подведомственных налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.Григоренко


Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба

Письмо

от 10 июня 2015 г. N ГД-4-3/10036@

"О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору"

В соответствии с Федеральным законом от 29.10.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 382-ФЗ) с 01.01.2015 введена глава 33 "Торговый сбор" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона N 382-ФЗ торговый сбор в соответствии с главой 33 части второй Кодекса может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01.07.2015. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Законом города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" с 01.07.2015 на территории города Москвы вводится торговый сбор.

В этой связи ФНС России направляет для использования в работе рекомендуемые формы, форматы и порядок заполнения уведомлений:

  • ТС-1 "Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор" (далее - уведомление о постановке на учет) согласно приложению N 1 к настоящему письму;
  • ТС-2 "Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор" (далее - уведомление о снятии с учета) согласно приложению N 2 к настоящему письму;
  • ТС "Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора" согласно приложению N 3 к настоящему письму;
  • Порядок заполнения рекомендуемых форм "Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор", "Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор" согласно приложению N 4 к настоящему письму.

Скачать документы по торговому сбору Приложение 1 - 4 к письму ФНС России от 10 июня 2015 г. N ГД-4-3/10036@

ФНС России поручает Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести указанные рекомендованные формы, форматы и порядок заполнения уведомлений до подведомственных налоговых органов и налогоплательщиков.

Вместе с тем, обращаем внимание, что, если уведомление о постановке на учет либо уведомление о снятии с учета представлены в произвольной форме, но содержат необходимые сведения, налоговые органы до вступления в силу утвержденных форм уведомлений не вправе отказывать в их приеме.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.Григоренко



Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба

письмо

от 18 августа 2015 г. N СА-4-7/14504@

О привлечении к ответственности плательщиков торгового сбора

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу привлечения к ответственности плательщиков торгового сбора, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 416 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.

Согласно пункту 2 статьи 416 Кодекса плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

Пунктом 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Следовательно, если плательщиком торгового сбора несвоевременно представлено соответствующее уведомление, то плательщик торгового сбора подлежит привлечению к ответственности по статье 15.6 КоАП РФ.

Ответственность по пункту 2 статьи 15.3 КоАП РФ к плательщикам торгового сбора применена быть не может, поскольку состав налогового правонарушения включает подачу заявления о постановке на учет в налоговом органе.

Состав налогового правонарушения по пункту 1 статьи 126 Кодекса включает непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 Кодекса, а также пунктом 1.1 статьи 126 Кодекса.

Состав налогового правонарушения по пункту 2 статьи 116 Кодекса включает ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом.

Таким образом, при применении указанных составов следует исходить из наличия или отсутствия доказательств ведения деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем.

При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 108 Кодекса никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

В соответствии с пунктом 4 вышеуказанной статьи Кодекса привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Кроме того, в связи с тем, что торговый сбор введен на территории г. Москвы Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 с 1 июля 2015 года, обязанность по своевременному представлению соответствующего уведомления у плательщиков сбора возникает после указанной даты.

В отношении представления сведений об объекте обложения торговым сбором до 1 июля 2015 года и после указанной даты сообщается следующее.

Согласно статье 412 Кодекса использование объекта движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Таким образом, обязанность по уплате сбора обусловлена использованием имущества для осуществления торговли.

Возникновение и прекращение объекта обложения сбором связано с фактом использования имущества.

На основании пункта 2 вышеуказанной статьи Кодекса дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, рассматривается как дата возникновения объекта обложения сбором. Дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательское деятельности, в отношении которого установлен сбор, рассматривается как дата прекращения объекта обложения сбором.

Следовательно, если после введения торгового сбора будет установлен факт ведения деятельности на объекте обложения торговым сбором и соответствующая информация об этом будет направлена в налоговый орган, то привлечение к ответственности правомерно после истечения срока, установленного пунктом 2 статьи 416 Кодекса.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.Аракелов

Торговый сбор в "общепите"

Прежде всего владельцам баров, кафе, ресторана или столовых следует четко ответить на вопросы, о способах реализации своей продукции. То есть, "ваше предприятие общепита реализует продукцию через..." :

  1. магазины кулинарии?
  2. собственную торговую сеть?
  3. торговые автоматы?
  4. организации розничной торговли?

При отрицательном ответе на все вопросы вы торговый сбор не платите, так как по общему правилу при реализации предприятием общепита продуктов питания, готовых к непосредственному употреблению на месте, а также покупных товаров, предназначенных для употребления на месте, торговая деятельность не осуществляется.


Торговый сбор в Москве: часто задаваемые вопросы

Как торговый сбор влияет на мои текущие налоговые обязательства?
Торговый сбор по своей природе это фиксированный обязательный платеж, который взимается с конкретного объекта торговли. При этом уплаченный торговый сбор можно вычесть непосредственно из суммы налога на прибыль, единого налога по упрощенной системе налогообложения (если объект налогообложения - доходы) или НДФЛ. Таким образом, уплата торгового сбора не приведет к росту налоговой нагрузки для большинства добросовестных налогоплательщиков.

Вопросы о плательщиках налогового сбора

Я веду торговую деятельность в магазине, но при этом само помещение мне не принадлежит (помещение арендовано)? Должен ли я уплачивать торговый сбор?
Объектом обложения торговым сбором является использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговли (вне зависимости от оснований использования таких объектов). Таким образом, торговый сбор должен уплачиваться теми, кто непосредственно торгует, т.е. плательщиками могут быть и собственники объектов недвижимости, и арендаторы.
Нужно ли уплачивать торговый сбор, если торговая деятельность ведется на объекте не постоянно (я арендую торговую точку для торговли только на несколько дней в месяц)?
Торговый сбор уплачивается, если торговая деятельность велась на объекте хотя бы один раз в течение квартала.
Должен ли я уплачивать торговый сбор, если я осуществляю торговую деятельность, но при этом применяю патентную систему налогообложения (ПСН)/уплачиваю единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)?
Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, а также индивидуальные предприниматели и организации, применяющие ЕСХН, не являются плательщиками торгового сбора и не должны подавать соответствующие уведомления в налоговые органы.
Нужно ли уплачивать торговый сбор в случае, если торговля осуществляется через интернет-магазин, а доставка товара покупателям осуществляется со склада в городе Москве с помощью курьера или почтой?
Объектом обложения торговым сбором является использование для торговли объектов движимого или недвижимого имущества. В описанном случае таким объектом является склад (сама доставка товара с помощью курьера или почты является услугой). Торговый сбор в отношении торговли путем отпуска со склада не установлен в городе Москве. Следовательно, уплачивать торговый сбор не нужно.
Торговым сбором облагается организация розничных рынков, но я только торгую на одном из таких розничных рынков. Должен ли я уплачивать торговый сбор?
Организация розничных рынков и торговля на этом рынке – два разных вида предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор.
Торговый сбор в отношении деятельности по организации розничных рынков платят только управляющие компании розничных рынков.
Что касается тех, кто непосредственно торгует на розничных рынках, то Законом города Москвы «О торговом сборе» для них установлена льгота: торговля через стационарные или нестационарные торговые объекты на розничных рынках не облагается торговым сбором.
Нужно ли уплачивать торговый сбор в случае, если мой вид деятельности – оказание бытовых услуг, но при этом при оказании таких услуг я использую расходные материалы?
Торговый сбор вводится в отношении торговли. Согласно определению, данному в Налоговом кодексе РФ, торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады. Оказание бытовых услуг (как и услуг общественного питания) не облагается торговым сбором.
Должен ли уплачиваться торговый сбор в случае продажи билетов в кассах?
Торговый сбор вводится в отношении торговли. В целях торгового сбора торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров. Продажа билетов является услугой и не влечет необходимости уплачивать торговый сбор.
Я проживаю в Москве, но торговая деятельность ведется в другом субъекте РФ. Должен ли я уплачивать торговый сбор?
Нет, с 1 июля 2015 года торговый сбор установлен только на территории города Москвы. Соответственно, плательщиками торгового сбора являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность только на территории города Москвы.
Я зарегистрирован как налогоплательщик не в Москве (моя организация зарегистрирована не в Москве), но торговая деятельность ведется в Москве. Должен ли я уплачивать торговый сбор?
Да, торговым сбором облагается использование объекта движимого или недвижимого имущества на территории города Москвы.
Где организации или индивидуальному предпринимателю необходимо вставать на учет в качестве плательщика торгового сбора?
Согласно Налоговому кодексу постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:
  1. по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  2. по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.
Таким образом, в случае торговли через стационарный торговый объект организация или индивидуальный предприниматель встают на учет в качестве плательщика торгового сбора по месту нахождения такого объекта. В случае нестационарной торговли – по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
В какую инспекцию организации или индивидуальному предпринимателю необходимо подавать уведомление плательщика торгового сбора?
При осуществлении торговли через стационарный торговый объект организация или индивидуальный предприниматель встают на учет в качестве плательщика торгового сбора по месту нахождения такого объекта. Соответственно, уведомление подается в инспекцию по месту нахождения объекта торговли.
При осуществлении нестационарной торговли организация или индивидуальный предприниматель встают на учет в качестве плательщика торгового сбора по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). В таком случае плательщики должны направить уведомление о прекращении ведения торговой деятельности на объекте ведения торговли в налоговые органы.
В случае если такое уведомление не было подано, организация (индивидуальный предприниматель) продолжает считаться плательщиком торгового сбора. Неуплата торгового сбора такими организациями (индивидуальными предпринимателями) будет считаться нарушением законодательства о налогах и сборах.
Торговый сбор взимается с конкретного объекта торговли и зависит от его характеристик (адреса, площади торгового зала). Если меняется объект осуществления торговли, сумма торгового сбора также может измениться. Плательщик торгового сбора должен уведомить налоговые органы о прекращении ведения деятельности на старом объекте, а также подать уведомление плательщика сбора в отношении нового объекта.
Сумма торгового сбора зависит от площади торгового зала. Если изменилась площадь торгового зала, плательщик торгового сбора должен в течение 5 рабочих дней со дня изменения такой характеристики подать уведомление плательщика торгового сбора в налоговые органы.
Да, все плательщики торгового сбора обязаны подать уведомление в установленные сроки, включая тех плательщиков, в отношении которых установлены льготы. При этом для получения льготы вместе с уведомлением необходимо представить документы, подтверждающие право на получение такой льготы.
Я веду торговую деятельность, но при этом в соответствии с Законом города Москвы «О торговом сборе» я освобожден от уплаты торгового сбора (подпадаю под льготу). Нужно ли подавать уведомление в налоговые органы в таком случае?
В случае если несколько объектов находятся на территории, подведомственной одному налоговому органу , в их отношении может быть подано одно уведомление, в котором указываются все объекты (для этого в уведомлении по каждому объекту необходимо заполнить отдельный раздел).
Чем обусловлен размер ставок торгового сбора в городе Москве? Как ставка торгового сбора учитывает особенности ведения бизнеса в городе?
Ставка торгового сбора дифференцируется по видам деятельности, территории (в центре – дороже, за МКАД – дешевле), в зависимости от особенностей осуществления видов деятельности и особенностей объекта осуществления торговли.
В качестве основы для определения ставки торгового сбора установлена расчетная стоимость патента в сфере торговли (для объектов с площадью торгового зала до 50 кв.м.). Для стационарных объектов с площадью торгового зала свыше 50 кв.м. установлена ставка 50 рублей за кв.м. площади торгового зала в квартал за каждый метр, превышающий порог в 50 кв.м. (для рынков – площадь).
В какие сроки уплачивается торговый сбор? Нужно ли уплачивать авансовые платежи по торговому сбору?
Период обложения – квартал.
Торговый сбор уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения. Таким образом, в первый раз торговый сбор нужно уплатить до 26 октября 2015 года за 3 квартал 2015 года (25 октября 2015 г. выпадает на воскресенье, соответственно, срок уплаты переносится на понедельник, 26 октября 2015 г.).
Уплата торгового сбора авансом не предусмотрена!
Как учитывается изменение площади торгового зала при уплате торгового сбора? В течение одного квартала площадь моего магазина увеличилась – я должен уплачивать торговый сбор за этот квартал исходя из большей или меньшей площади?
Торговый сбор уплачивается, если торговая деятельность велась на конкретном объекте хотя бы один раз в течение квартала. Таким образом, если в течение одного квартала изменилась площадь торгового зала объекта, торговый сбор должен быть уплачен исходя из большей площади.
Как определить площадь торгового зала магазина?
Согласно Налоговому кодексу РФ площадь торгового зала это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Такими документами могут быть договор купли-продажи, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), без/возмездного пользования, и другие документы.
Я веду торговую деятельность и применяю УСН «доходы минус расходы». Могу ли я зачесть сумму налога к уплате на сумму торгового сбора?
Согласно Налоговому кодексу РФ суммы налога по УСН «доходы минус расходы» не могут быть уменьшены налогоплательщиками на сумму торгового сбора (такая возможность предусмотрена для плательщиков, применяющих УСН «доходы»). Вместе с тем, сумма торгового сбора может учитываться в составе расходов, на которые уменьшаются доходы в рамках применения УСН «доходы минус расходы».
Маркетинговая компания помимо своей основной деятельности (оказание услуг в области рекламы и дизайна) также ведет розничную торговлю сувенирной продукцией в собственном магазине. Организация при этом применяет УСН «доходы». Каким образом торговый сбор вычитается из текущих налоговых обязательств организации?
Согласно Налоговому кодексу РФ торговый сбор может быть вычтен из суммы налога по УСН «доходы», исчисленного только по доходам от вида предпринимательской деятельности, в отношении которого торговый сбор уплачивается. Таким образом, организация может зачесть торговый сбор против той части налога, которая приходится на доходы от продажи сувенирной продукции.
Организация осуществляет торговую деятельность и уплачивает налог на прибыль. Можно ли вычесть торговый сбор из всей суммы налога на прибыль?
Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Таким образом, торговый сбор может быть зачтен только в счет региональной части налога на прибыль.

 

Поделитесь с коллегами: