ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Законопроект № 1026183-8
«О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Внести в часть первую статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2729; 2021, № 1, ст. 12, № 50, ст. 8413; 2022, № 52,ст. 9352; 2023, № 49, ст. 8665) изменение, изложить ее в следующей редакции:
«Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2026 года в сумме 27093 рубля в месяц.».
Президент Российской Федерации
Примечание. Законопроект принят в первом чтении. Поправки к законопроекту должны быть представлены до 05.11.2025.
Источники:
1. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов
2. Система обеспечения законодательной деятельности
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Законопроект № 974239-8
Вносят депутаты Государственной Думы
С.М.Миронов, Д.Г.Гусев, О.А.Нилов, Я.В.Лантратова, А.А.Кузнецов, А.С.Аксёненко, М.Г.Делягин, Н.В.Новичков, А.В.Терентьев, Ф.С.Тумусов
«О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Внести в часть первую статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2729; 2021, № 1, ст. 12, № 50, ст. 8413; 2022, № 52,ст. 9352; 2023, № 49, ст. 8665) изменение, изложив ее в следующей редакции:
«Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2026 года в сумме 50 000 рубля в месяц.».
Президент Российской Федерации
Примечание. Законопроект включен в примерную программу решением Государственной Думы на ноябрь 2025 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к законопроекту № 1026183-8 федерального закона
«О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» предусматривается исчисление минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. При этом предусматриваются требования о том, что МРОТ должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год.
Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 548-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений» (далее – Закон № 548-ФЗ) начиная с 2025 года установлена норма о соотношении между МРОТ и медианной заработной платой не менее 48%.
Подпунктом «с» пункта 11 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 г. № Пр-616 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2024 году предусматривается повышение МРОТ опережающими темпами, предусмотрев рост МРОТ к 2030 году более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 год, с достижением его величины не менее 35 тыс. рублей в месяц. Выполнение указанной задачи предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 (подпункт «м» пункта 2).
Проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (далее – законопроект) МРОТ устанавливается с 1 января 2026 года в сумме 27093 рубля (рост 20,7%). Соотношение с медианной заработной платой за 2024 год составит 48%. Медианная заработная плата за 2024 год по данным Росстата составляет 56443 рубля.
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 4,6 млн. работников.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих необоснованному возникновению расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов, аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к законопроекту № 974239-8 федерального закона
«О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Настоящий законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» предусматривает повышение минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ) с целью обеспечения достойного уровня жизни граждан Российской Федерации в условиях значительного инфляционного давления и снижения реальных доходов населения.
В ходе общественных и экспертных обсуждений неоднократно указывалось на существенный разрыв между медианной заработной платой и действующей величиной МРОТ. По данным Службы исследования рынка труда «Сбериндекс» медианный доход работников в феврале 2025 года достиг 55 845 рублей, тогда как установленный с 1 января 2025 года федеральный МРОТ равен 22 440 рублей, то есть менее половины медианного значения.
За период 2022–2024 годов потребительские цены увеличились на 11,94 %, 7,42 % и 9,52 % соответственно, а годовая инфляция по состоянию на май 2025 года остается близкой к 9,9 %. Совокупный прирост цен превышает 40 %, что обесценивает реальную покупательную способность низкооплачиваемых работников и делает одномоментную коррекцию МРОТ экономически оправданной.
Законопроект предлагает установить с 1 января 2026 года МРОТ в размере 50 000 рублей в месяц. При прогнозируемой Минэкономразвития средней заработной плате 110 169 рублей в 2026 году новая величина будет соответствовать примерно 51 % среднего уровня оплаты.
Согласно исследованию ведущих интернет-платформ по трудоустройству 49 % работников получают менее 50 000 рублей в месяц. Повышение МРОТ до указанного уровня непосредственно увеличит доходы порядка 11 млн занятых и сократит распространенность категории «работающих бедных», что, в свою очередь, укрепит внутренний потребительский спрос. Обобщённые научные выводы Высшей школы экономики подтверждают, что повышение минимальной зарплаты положительно влияет на доходы и не оказывает долгосрочного негативного влияния на занятость.
Численность занятого населения в январе 2025 года составила 73,5 млн человек. При доле работников с оплатой ниже 50 000 рублей около 38–40 %, прирост фонда оплаты труда в 2026 году оценивается в 3,9–4,1 трлн рублей. Возврат налоговых поступлений (НДФЛ) и страховых взносов при действующих ставках обеспечивает примерно треть этого прироста, ограничивая дополнительную нагрузку на федеральный бюджет величиной порядка 0,6 % ВВП. Для субъектов малого предпринимательства сохраняются льготные тарифы страховых взносов сверх базовой части заработка, что сдерживает рост издержек и стимулирует инвестиции в производство.
Опасения относительно возможного роста задолженности по заработной плате и ухудшения конкурентоспособности нивелируются ожидаемым приростом внутреннего спроса и прогнозируемым дополнительным вкладом в ВВП до 1,1 % к 2027 году по оценкам отраслевых исследовательских центров, что компенсирует увеличение издержек на труд.
Движение законопроекта № 1026183-8:
Законопроект включен в примерную программу решением Совета Государственной Думы на октябрь 2025 г.
Плановая дата рассмотрения Государственной Думой - 22 октября 2025 года
Движение законопроекта № 974239-8
Законопроект № 974239-8 рассмотрен Советом Государственной Думы 15.09.2025.
Решение:
1. Назначить ответственным Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике.
2. Представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту (15.10.2025).
3. Включить законопроект № 974239-8 в примерную программу (Осенняя сессия; 2025; ноябрь).
4. Направить законопроект № 974239-8 на заключение в Правовое управление.
5. Направить законопроект № 974239-8 и материалы к нему в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
- 423 просмотра
Инфо-Бухгалтер ®