НДС: Минфин России о счетах-фактурах, выставленных после установленного 5-дневного срока

На этой странице обобщена и представлена в хронологическом порядке информация по важнейшим событиям, связанным с НДС - о приказах и письмах Минфина и ФНС России, а также разъяснениях и комментариях специалистов и пр.

Смотрите также:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Глава 21. Налог на добавленную стоимость
  2. Налоговая декларация по НДС: форма декларации, порядок ее заполнения и формат представления
  3. Постановление Правительства России от 26.12.2011 N 1137 (в редакции постановления от 30.07.2014 N 735).
  4. Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 N 1527: о перечне детских товаров, облагаемых НДС по ставке 10% (действует с 1 января 2017 года)
  5. Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@: Об утверждении перечня кодов видов операций
  6. Материалы ФНС России "Налог на добавленную стоимость (НДС)"
Документ Минфина России
Письмо Минфина России от 25.04.2018 г. № 03-07-09/28071

Письмо Минфина России от 25.04.18 N 03-07-09/28071 содержит ответ на вопрос оформления счетов-фактур, выставленных исполнителем после срока, установленного пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вопрос: Организация (исполнитель) оказывает услуги перевозки и транспортной экспедиции, выступая от своего имени и за свой счет. Заказчик услуги настаивает на оформлении единого акта оказанных услуг и счета-фактуры за отчетный период. Отчетным периодом заказчик считает 10 дней, 14 дней, 1 календарный месяц и т.д. При этом дата выставляемых документов превышает 5 календарных дней с момента первых по дате реализаций, подтверждаемых транспортными накладными. Данное условие заказчик готов прописать в договоре.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Срок выставления счета-фактуры равен 5 календарным дням, отсчитываемым со дня, следующего за наступлением события, в связи с которым счет-фактура оформляется (п. п. 1 и 2 ст. 6.1, п. 3 ст. 168 НК РФ), т.е. при отгрузке, поступлении аванса, изменении количества или цены отгруженных товаров.

Правомерно ли выставление единых актов оказанных услуг и счетов-фактур за отчетный период, превышающий 5 календарных дней, при отражении данного условия в договоре?

Ответ: В связи с письмом по вопросу оформления счетов-фактур, выставленных исполнителем после срока, установленного пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата составления счета-фактуры.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи.

В то же время в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Учитывая изложенное, счета-фактуры, выставленные исполнителем после срока, установленного пунктом 3 статьи 168 Кодекса, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных покупателю продавцом.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.А.Смирнов

Документы и комментарии

Гл. 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость": приказы, письма, разъяснения Минфина и ФНС России. Комментарии специалистов

Письмо ФНС России от 20.09.2016 № СД-4-3/17657: О направлении для руководства и использования в работе примеров отражения записей по счетам-фактурам в книге покупок и книге продаж с указанием кодов видов операций

ФНС России разработала справочник образцов оформления книг покупок и продаж с примерами оформления этих налоговых регистров с указанием кодов видов операций. Цель - обеспечить единый подход к соблюдению порядока заполнения документов по усёту НДС. На практике имеют место разногласия по оформлению книг покупок и продаж, который могут явиться основанием для отказа в вычете сумм НДС.

Налоговым органам необходимо проинформировать налогоплательщиков о размещении данных примеров на официальном интернет-сайте ФНС России в разделе "НДС 2017" подраздел "Информационные письма для налогоплательщиков" (ссылка для скачивания - https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/nalogi/nds/metod_kvo.docx).


Приказ ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@ "Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме"

Если при камеральной проверке выявлены ошибки или противоречия, налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика пояснения. Лицо, обязанное сдавать электронную декларацию по НДС, направить пояснения обязано также в электронной форме.

По мнению ФНС реализация положений приказа позволит оптимизировать и упорядочить процесс представления пояснений к декларации по НДС.

Обосновывается это тем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса налогоплательщики, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные пунктом 3 статьи 88 Кодекса, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.


Письмо Минфина России от 26.12.2016 N 03-07-09/77996: об аннулировании записей в книге покупок

Правила ведения книги покупок не определяют, как аннулировать запись в ней по окончании текущего налогового периода в случае, не связанном с исправлением счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры.

Минфин России полагает, что в этих ситуациях нужно использовать дополнительные листы за тот налоговый период, в котором были зарегистрированы счет-фактура, корректировочный счет-фактура.

Разъяснение полезно когда в счете-фактуре все верно и исправлять его не нужно, но при этом, например:

  • счет-фактура был зарегистрирован в книге покупок ошибочно;
  • бухгалтер допустил неточность, перенося данные из счета-фактуры в книгу покупок.

В Правилах ведения книги покупок, утвержденные Постановлением N 1137, такие ситуации не отрегултрованы. Однако установлено, как аннулировать запись в книге покупок после окончания текущего налогового периода в случае, когда в счет-фактуру все-таки вносятся изменения. В такой ситуации используются дополнительные листы. Минфин сделал свой вывод по аналогии с приведенными положениями Правил.

Письмо ФНС России от 09.01.2017 N СД-4-3/2@: применение вычета по НДС по услугам в командировках.

По мнению ФНС, юрлицо не вправе принять к вычету НДС по услугам, которые оказаны командированным работникам, если такие услуги не указаны в НК РФ.

Например, в железнодорожных билетах одной строкой выделяется общая сумма НДС по допсборам и сервисным услугам. Последние включают предоставление постельных принадлежностей и питание. Определить по билету, какая часть НДС приходится, например, на услуги питания, невозможно.

Поэтому организация, которая приобрела ж/д билеты для командированного работника, не может принять к вычету НДС по сервисным услугам, включающим услуги по предоставлению питания. Этот вывод обоснован следующим.

Вычету подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки, если эти расходы учитываются при расчете налога на прибыль. В НК РФ перечислены такие затраты: на наем жилья и проезд в командировку и обратно, включая плату за постельное белье. Вычет для услуг питания не предусмотрен.

Эту же позицию отстаивает и Минфин. Поэтому инспекции, вероятно, будут обращать внимание на вычеты НДС по проездным документам в командировки и обратно.

Письмо ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@ "О направлении разъяснений" (вместе с "Порядком определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций")

Поделитесь с коллегами: