Электронная подпись для взаимодействия с ФНС создаётся в личном кабинете налогоплательщика (приказ ФНС России от 20.08.2015 N СА-7-6/364@)

Создать электронную подпись для взаимодействия с налоговыми органами в электронной форме можно через личный кабинет налогоплательщика (только физическим лицам).

См. приказ ФНС России от 20.08.2015 N СА-7-6/364@ "Об утверждении порядка формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика" (применяется при передаче налогоплательщиками - физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме).

Напомним, что Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, в том числе и при предсталении налоговой отчетности в ФНС России в электронной форме по телекоммникационным каналам связи (ТКС) установило Правительство России постановлением от 25 июня 2012 годы № 634.

Статус документа

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 годы № 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг"

В ред.-28.10.2013 N 968.

Текст документа cоответствует публикации на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru

Правительство Российской Федерации

постановление

от 25 июня 2012 годы № 634

О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг

Во исполнение части 2 статьи 211 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.

2. Установить, что при обращении за получением государственных и муниципальных услуг допускается использование простой электронной подписи и (или) усиленной квалифицированной электронной подписи. Определение случаев, при которых допускается использование соответственно простой электронной подписи или усиленной квалифицированной электронной подписи, осуществляется на основе Правил, утвержденных настоящим постановлением.

3. Федеральным органам исполнительной власти представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекты правовых актов, направленных на внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и правовые акты Правительства Российской Федерации в части, касающейся использования видов электронной подписи при обращении за государственными и муниципальными услугами.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д.Медведев
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2012 г. N 634
В ред.-28.10.2013 N 968

Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг

────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────
  Виды электронных  │            Виды используемой электронной подписи
     документов,    ├─────────────────────┬──────────────────────┬──────────────────
   представляемых   │   в случае, если    │    в случае, если    │   в остальных
   заявителями при  │     содержание      │    установленная     │     случаях
    обращении за    │ государственной или │      процедура       │
   предоставлением  │муниципальной услуги │    предоставления    │
   государственной  │ не предусматривает  │ государственной или  │
  или муниципальной │ выдачу документов   │ муниципальной услуги │
       услуги       │  и (или) состоит в  │   предусматривает    │
                    │   предоставлении    │    необходимость     │
                    │     справочной      │обязательного личного │
                    │     информации      │присутствия заявителя │
                    │                     │ (его представителя)  │
                    │                     │  и предъявления им   │
                    │                     │ основного документа, │
                    │                     │ удостоверяющего его  │
                    │                     │ личность (документа, │
                    │                     │   подтверждающего    │
                    │                     │     правомочие)      │
────────────────────┴─────────────────────┴──────────────────────┴──────────────────
 1. Документы,
    формируемые
    заявителем при
    обращении за
    предоставлением
    государственных
    и муниципальных
    услуг:

    а) запрос         простая электронная   простая электронная       усиленная
    заявителя               подпись               подпись         квалифицированная
                                                                     электронная
                                                                       подпись

    б) согласие       простая электронная   простая электронная       усиленная
    заявителя на            подпись               подпись         квалифицированная
    обработку                                                        электронная
    информации,                                                        подпись
    которая связана
    с его правами и
    законными
    интересами,
    доступ к которой
    ограничен
    федеральными
    законами (за
    исключением
    случаев,
    указанных в
    части 5 статьи 7
    Федерального
    закона "Об
    организации
    предоставления
    государственных
    и муниципальных
    услуг")

 2. Документы,            усиленная             усиленная             усиленная
    указанные в       квалифицированная     квалифицированная     квалифицированная
    части 3 статьи    электронная подпись   электронная подпись      электронная
    7 Федерального       <*>              <*>          подпись <*>
    закона "Об
    организации
    предоставления
    государственных
    и муниципальных
    услуг"

 3. Документы в           усиленная             усиленная             усиленная
    электронной       квалифицированная     квалифицированная     квалифицированная
    форме,            электронная подпись   электронная подпись      электронная
    удостоверяющие         <*>            <*>         подпись <*>
    определенные
    юридические
    факты,
    информация о
    которых
    необходима для
    оказания
    государственной
    или
    муниципальной
    услуги

 4. Электронные
    копии
    (электронные
    образы)
    документов,
    указанных в
    пунктах 2 и 3
    настоящего
    документа, а
    также
    документов,
    удостоверяющих
    определенные
    юридические
    факты,
    информация о
    которых
    предоставлена
    для оказания
    государственной
    или
    муниципальной
    услуги, в том
    числе в
    следующих
    случаях:

    а) нормативные        усиленная             усиленная             усиленная
    правовые акты,    квалифицированная     квалифицированная     квалифицированная
    устанавливающие   электронная подпись   электронная подпись      электронная
    порядок                                                            подпись
    предоставления
    соответствующих
    услуг,
    предусматривают
    требование о
    предоставлении
    оригиналов
    или нотариально
    заверенных
    копий
    документов

    б) условие,       простая электронная   простая электронная        простая
    указанное в             подпись               подпись            электронная
    подпункте "а"                                                      подпись
    настоящего
    пункта, не
    установлено
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------
<*> Усиленная квалифицированная подпись создана лицом, которое в соответствии с федеральными законами и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами наделено полномочиями на создание и подписание таких документов
Документы и комментарии

Приказ ФНС России от 20.08.2015 N СА-7-6/364@ "Об утверждении порядка формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика"

Зарегистрирован Минюстом России 22.09.2015 N 38949

Начало действия документа - 05.10.2015".

Текст документа cоответствует публикации на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru

Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба

приказ

от 20 августа 2015 г. N СА-7-6/364@

Об утверждении порядка формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика

В соответствии со статьей 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2014, N 45, ст. 6157; 2015, N 24, ст. 3377) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2014, N 26, ст. 3390) приказываю:

1. Утвердить порядок формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы информатизации.

Исполняющий обязанности руководителя
Федеральной налоговой службы
С.А.Аракелов

Приложение
к приказу ФНС России
от 20.08.2015 N СА-7-6/364@

Порядок формирования усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со "статьей 11.2" Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2014, N 45, ст. 6157; 2015, N 24, ст. 3377) и Федеральным "законом" от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2014, N 26, ст. 3390) (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ).

2. Усиленная неквалифицированная электронная подпись, сформированная в соответствии с требованиями Федерального закона" N 63-ФЗ и настоящего Порядка, используется при передаче налогоплательщиками - физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме.

3. Обеспечение функционирования информационно-технологической инфраструктуры налоговых органов при формировании усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика в соответствии с настоящим Порядком осуществляется Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных.

4. При использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщик выполняет обязанности, установленные статьей 10 Федерального закона N 63-ФЗ, а также уведомляет Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных через личный кабинет налогоплательщика о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи.

5. Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных при взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков обеспечивает:

- создание и направление сертификатов ключей проверки электронной подписи налогоплательщикам в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;

- аннулирование выданных сертификатов ключей проверки электронных подписей;

- предоставление налогоплательщикам через личный кабинет налогоплательщика средств электронной подписи, обеспечивающих возможность создания ключа электронной подписи и усиленной неквалифицированной электронной подписи;

- ведение реестра выданных и аннулированных сертификатов ключей проверки электронных подписей.

II. Создание ключа электронной подписи и сертификата ключа проверки электронной подписи

6. Создание ключа электронной подписи и усиленной неквалифицированной электронной подписи реализуется средствами электронной подписи, предоставляемыми налогоплательщикам через личный кабинет налогоплательщика.

7. Налогоплательщик с использованием средств электронной подписи создает ключ электронной подписи и получает сертификат ключа проверки электронной подписи в форме электронного документа через личный кабинет налогоплательщика.

8. Срок действия сертификата ключа проверки электронной подписи составляет 12 месяцев.

9. О необходимости выдачи нового сертификата ключа проверки электронной подписи налогоплательщик уведомляется Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных через личный кабинет налогоплательщика не позднее чем за четырнадцать календарных дней до истечения срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи, указанного в пункте 8 настоящего Порядка.

10. По истечении срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи получение нового сертификата осуществляется налогоплательщиком самостоятельно через личный кабинет налогоплательщика.

III. Подписание электронных документов усиленной неквалифицированной электронной подписью

11. Подписание электронных документов усиленной неквалифицированной электронной подписью производится с использованием средств электронной подписи и ключей электронной подписи, полученных в соответствии с главой II настоящего Порядка через личный кабинет налогоплательщика.

12. Проверка усиленной неквалифицированной электронной подписи налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика производится Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных с использованием сертификата ключа проверки электронной подписи указанного налогоплательщика.

IV. Аннулирование сертификата ключа проверки электронной подписи

13. Заявление об аннулировании сертификата ключа проверки электронной подписи в случае нарушения его конфиденциальности подается налогоплательщиком в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных через личный кабинет налогоплательщика или в случае недоступности личного кабинета налогоплательщика - в произвольной письменной форме.

14. Сертификат ключа проверки электронной подписи аннулируется Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных:

в течение одного рабочего дня со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика;

при получении налогоплательщиком нового сертификата ключа проверки электронной подписи.



Какую электронную подпись применять при обращении за госуслугами

Правительство России установило Правила определения видов электронной подписи (простой или усиленной квалифицированной), которые применяюся лицами при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, в том числе и при представлении отчетности в налоговые органы в электронном виде.

Итак, на каждом электронном сообщении и прилагаемых к нему документах должна быть проставлена электронная подпись (ЭП). В Правилах приведены критерии определения вида электронной подписи.

Например, доверенность, выданная организацией, удостоверяется усиленной квалифицированной ЭП правомочного должностного лица. Доверенность, выданная физическим лицом, - усиленной квалифицированной ЭП нотариуса.

Простой ЭП подписываются копии документов, которые не требуют нотариального оформления.

Если для получения госуслуги можно подать документы, подписанные простой ЭП, для их заверения можно использовать усиленную квалифицированную ЭП.

Поделитесь с коллегами: